В России стартует досрочная подписная кампания на периодические издания на первое полугодие 2007 года

Программу ведет Светлана Кулешова. В программе принимают участие: Константин Астафьев, генеральный директор группы компаний "Урал-пресс" и Александр Василевский, главный редактор журнала "National Business"

Светлана Кулешова: В Екатеринбургской студии Радио Свобода Константин Астафьев, генеральный директор ЗАО "Урал-пресс" и Александр Василевский, главный редактор журнала "National business". Доброе утро, Константин.

Константин Астафьев: Доброе утро.

Светлана Кулешова: Согласны ли вы с прозвучавшим тезисом: подписка сойдет на нет вместе с поколением 50-летних?

Константин Астафьев: Не сойдет она на нет. И откуда он вообще взялся - этот тезис?

Светлана Кулешова: Александр?

Александр Василевский: Дело не в том, что она сойдет или не сойдет, поколение 50-летних все равно будет, так или иначе. Такого быть не может, что не будет такого поколения. Другое дело, что по сравнению с прошлыми годами и даже столетиями, подписка сама по себе уменьшилась, потому что мы живем совсем в другой эпохе, где понятие подписки имеет немножко другой смысл.

Светлана Кулешова: Сколько газет и журналов получает ваша семья по подписке? Этот вопрос мы задаем сегодня слушателям Радио Свобода.

Константин, вы сказали, что не понятно, откуда вообще взялся этот тезис. <Урал-пресс> работает уже 14 лет, если я не ошибаюсь.

Константин Астафьев: Да.

Светлана Кулешова: Как за эти годы менялась статистика по подписчикам? Больше их становится, меньше?

Константин Астафьев: Их примерно стабильное число остается. Просто есть подписчики - физические лица, есть подписчики - юридические лица. И мы ориентированы своим бизнесом именно на юридические лица, на организации.

Светлана Кулешова: Это было изначально, или просто в процессе работы вы поняли, что работать с юридическими лицами выгоднее и удобнее?

Константин Астафьев: Скорее, в процессе работы, где-то с 1994 года.

Светлана Кулешова: Можете ли вы сказать, сколько сейчас подписчиков по России? Каково соотношение юридических подписчиков и физических?

Константин Астафьев: Мне сложно сказать, потому что юридические лица - это только названия организаций. Они могут выписывать больше в один адрес, а частных лиц в общей массе больше.

Светлана Кулешова: Издательский дом <Банзай> выпускает несколько журналов, и большая их часть распространяется бесплатной рассылкой.

Александр Василевский: Да, совершенно верно. Но здесь ситуация следующая. Каждый журнал посвящен определенной аудитории, и надо уметь донести соответственно журнал до именно этой аудитории. Поэтому развлекательные журналы находятся в развлекательных учреждениях, бизнес, деловой журнал, как < National business >, конечно, осуществляется именная рассылка, то есть руководителям предприятий или предприятиям, где действительно этот журнал может быть интересен и полезен.

Светлана Кулешова: То есть можно сейчас говорить уже о том, что даже издатели периодики не так уж сильно заинтересованы в подписчиках?

Александр Василевский: Я думаю, что да. Потому что мы понимаем, что усилия и затраты, которые могут быть на это потрачены, могут быть просто нерентабельными, и они могут не иметь большого эффекта

Светлана Кулешова: Константин, вы согласны с тем, что издатели сейчас не так уж заинтересованы в подписчиках? Или все-таки от журнала к журналу, от газеты к газете ситуация меняется?

Константин Астафьев: Скорее, второе. Потому что есть журналы, ориентированные на розницу, есть журналы, ориентированные на бесплатное распространение, и есть журналы, очень сильно ориентированные на подписку. Это специализированные журналы: <Главбух>, <Экономика и жизнь: бухучет>. Бесплатно они не могут распространяться в принципе. Через киоск - тоже, аудитория не такая большая. Остается только подписка. Вообще очень много журналов, как вы сказали, 12 тысяч. Представьте себе, в газетном киоске размещается около 300-500 наименований максимум, а если их всего 12 тысяч, то куда деваться остальным. То есть они могут распространяться только по подписке.

Опять же, даже если вы будете их бесплатно рассылать. Бесплатное распространение имеет место только в рекламных изданиях, когда издания получают основной доход от рекламы, которую они там публикуют. А во многих изданиях получают доход именно от распространения. Поэтому подписка не умрет, так как это все-таки бизнес. А бизнес ориентирован на то, что он должен зарабатывать деньги. И вот эти 8-9 тысяч изданий зарабатывают деньги на распространении именно по подписке.

Светлана Кулешова: Можно сейчас в качестве признака рассматривать, есть подписка у журнала или нет. Если подписчиков не ищут, значит, рекламное издание. Если подписчиков ищут, значит, какое-то информационное.

Константин Астафьев: Либо политическое.

Александр Василевский: Не надо забывать, что есть понятие дотаций.

Светлана Кулешова: Подняли мы уже вскользь тему тарифов. Почему получается, что у альтернативных распространителей прессы тарифы дешевле, чем у такого глобального предприятия, как "Почта России"?

Константин Астафьев: Здесь очень простая арифметика. Если брать, например, 100 газет ежедневных. Чтобы собрать с подписчиков, физических лиц, деньги, надо выписать примерно 100 квитанций, обойти этих подписчиков, то есть провести с ними работу. Это одна стоимость. Другое дело, если крупное предприятие выписывает сразу эти 100 газет на себя, то вы просто выписываете один счет, и вам приходят деньги. Затраты только в 100 раз меньше при оформлении подписки. Дальше при доставке то же самое. Одно дело - доставить в 100 адресов в ящики физическим лицам, потом принять еще кучу претензий, когда они будут вытащены из почтовых ящиков. И другое дело, когда просто отправить курьера с этими 100 газетами и под роспись отдать их организации. То есть принцип рыночный простой: оптовый покупатель, в данном случае юридическое лицо, подписывающееся на издания, платит дешевле.

Светлана Кулешова: То есть получается, что почта на самом деле бедная и несчастная, потому что ей приходится работать с мелкими подписчиками. А ее при этом все ругают. А агентства типа вашего работают с предприятиями, и все у них хорошо.

Константин Астафьев: У нас просто сегментация рынка. Мы обслуживаем юридические лица, и мы их обслуживаем хорошо. А <Почта> обслуживает всех. Мы ориентированы только на подписку, причем мы ориентированы на подписку юридических лиц - такой узкий сегмент. А <Почта> даже не столько на подписку ориентирована, сколько у нее помимо подписки есть еще очень много другой деятельности. Это разнос писем, это денежные переводы, это посылки и так далее. Поэтому у них более широкий спектр, они на другом специализируются. Мы даже не конкурируем с "Почтой" на самом деле.

Светлана Кулешова: Некоторые специалисты отмечают, что сейчас рынок подписки в России находится в стагнации и нуждается в новой стратегии развития, которая позволила бы ему расти, как растет рынок подписки в некоторых западных странах. Как вы считаете, в чем эта самая новая стратегия развития должна заключаться?

Александр Василевский: Давайте вспомним, что подписка все-таки была в наше время снизу и сверху. То есть подписка, которая предлагалась, в каком-то смысле даже навязывалась необходимостью государством, политикой, и подписка, которую выбирали. Я думаю, что государство, во-первых, имеет желание сейчас, безусловно, какие-то издания политические свои начать навязывать. Это и было всегда, так или иначе, то есть подключался так называемый административный ресурс, с одной стороны. А с другой стороны, соответственно, идет мощная рекламная кампания, идет совершенно нормальная игра в бизнес, в результате которой выдерживают сильнейшие, слабые, естественно, исчезают. Потому что гораздо проще, мы это уже поняли, убедились, когда существуют не тысячи, а сотни изданий, из которых можно уже выбирать подписчику. Слишком много - это тоже есть не очень хорошо. Так что я думаю, что стратегия будет направлена и сверху, и снизу. В конечном итоге, наверное, это количество журналов и газет у нас будет сокращаться так или иначе. Или, скорее всего, они будут объединяться в какие-то единые холдинги, компании, издательские дома и будут иметь единого руководителя или единое руководство.

Светлана Кулешова: Константин, ваша версия развития событий?

Константин Астафьев: Нужно понять, что к тому времени, из которого мы пришли, это советская эпоха, мы уже не вернемся никогда, когда рекорды устанавливал <АИФ>, <Комсомольская правда> - самые тиражные газеты в мире. И это связано не только с тем, что газеты стали хуже, или люди стали другие, просто есть личное время человека, и есть конкуренция за это личное время. Если раньше в Советском Союзе подписка на периодические издания - это было одно из немногих развлечений, доступных общим массам, то сейчас есть и кинематограф, и видео, вплоть до клубов и путешествий. Поэтому к тому, от чего мы ушли, мы уже не вернемся.

Другое дело, что сейчас на рынке СМИ идет сегментация. Если раньше был журнал <Животноводство>, его всем хватало. То сейчас уже есть <Кролиководство>, <Овцеводство> - более узкие ниши. Так же, как если раньше только <Эксперт> считался деловым изданием, то сейчас появилось много журналов еще уже, чем <Эксперт>. <Финансы> занимаются только финансами, <Секрет фирмы> занимается только управлением бизнеса, там никакой политики нет. Или это только политика, никакого управления. И это будет продолжаться. Этим журналам, на самом деле, кроме как по подпиской, другой альтернативы в распространении нет. Потому что газетный киоск - это газетный киоск. И вхождение в сеть газетных киосков, коллега не даст соврать, это очень дорого стоит и далеко не всем доступно. Просто там есть ограничения по месту. А подписка - это то, где любое издание, заявившись в почтовый каталог - <Роспечати>, либо АПР, либо местного оператора - может получить какую-то свою аудиторию.

Светлана Кулешова: Александр сказал, что издания будут объединяться, их станет меньше, Константин сказал, что их станет больше. Или мне это показалось это противоречие, или вы говорите об одном и том же?

Александр Василевский: Я думаю, что маленькая дискуссия развивается, все в порядке. Здесь ситуация следующая. Не забывайте, что еще есть понятие федеральной прессы и местной прессы. Федеральная пресса, хотим или нет, имеет федеральную рекламу, федеральный бюджет, если хотите, или даже международный бюджет. Существует масса изданий, которые представляют международный характер. И они в любом случае пытаются так или иначе выдавливать местную прессу или ее покупать и таким образом делать свой бизнес. Я думаю, что в этом смысле часть изданий все равно исчезнет так или иначе или сменит название, или сменит имидж или направленность. И в этом смысле укрупнение в любом случае должно быть, совершенно нормальная монополизация.

Светлана Кулешова: Александр сказал о неком административном ресурсе, который применяется при подписке на федеральные и на какие-то областные издания. Это ощущается, или это еще только будет?

Константин Астафьев: Это может ощущаться просто снижением каталожной цены - цены, которую дает издание. То есть себестоимость газеты - одна. Если мы дотируем газету, условно говоря, изготовить газету стоит 100 рублей, а она может появиться в каталоге рублей за 20 , 15, 10. Но тем не менее, здесь очень сложно так взять и заставить подписчиков ее выписать, она все равно должна отвечать каким-то их интересам.

Светлана Кулешова: Нет, я думаю, об этом разговора не идет. Просто люди будут выписывать то, что им навязывают, и параллельно выписывать то, что им хочется. Мне кажется, что вы облегченно смотрите на эту ситуацию. Я очень хорошо помню ситуацию, когда все школы Екатеринбурга были в обязательном порядке подписаны на одну из екатеринбургских газет. И мне кажется, это достаточно часто бывает.

Константин Астафьев: И что этой газете это помогло в чем-то?

Светлана Кулешова: Это уже другой совершенно вопрос. Но я поняла, что вы в эти игры не играете, и вам никаких указаний сверху не бывает.

Константин Астафьев: Нет, мы - частная компания, мы абсолютно независимы. То есть мы работаем только на те деньги, которые нам платят подписчики.

Светлана Кулешова: Прогноз на подписную кампанию 2007 года, на первое полугодие. Больше будет подписчиков, меньше, как сложится?

Константин Астафьев: Я думаю, что мы вошли в некую такую стадию стабильности. И либо будет больше - плюс 5-10%, либо меньше - минус 5-10%, сильной разницы не будет.

Светлана Кулешова: Провалов и взлетов не предполагается.

Константин Астафьев: Таких резких провалов, которые были в 90-е, и таких больших тиражей, как раньше, в 80-е, мы уже, скорее всего, не получим.

Аудио-запись интервью Вы можете прослушать на сайте Радио-свобода http://www.svobodanews.ru/Transcript/2006/07/18/20060718130626033.html

 


Издание:  Радио "Свобода"