Одновременно с рынком розницы развивался рынок распространения периодики через подписку. Истории развития обоих рынков во многом схожи. Вследствие потери привилегии монополиста и Союзпечать, и Управление федеральной почтовой службы (УФПС) утратили влияние. Как и рынок розничных продаж, на подписной рынок зашли частные фирмы и агентства, методы ведения бизнеса которых принципиально отличались от работы старой доброй почты, что дало подписчикам альтернативу. Отсюда название - альтернативная подписка. Несмотря на то, что на Урале альтернативных агентств всего несколько ("Урал-пресс", "Уралинформпечать", "РЕГ-пресс" в Свердловской области, "Коммерсант-Курьер" в Башкортостане), и независимые эксперты, и сама почта признают: местные фирмы альтернативной подписки,в частности в Екатеринбурге, по развитости бизнеса уступают лишь московским и питерским.

Сегодня можно говорить о прямой конкуренции между почтой и агентствами альтернативной под-писки, - считает начальник отдела распространения печати УФПС Свердловской области Надежда Немыкина. Но здесь есть принципиальный момент:почта - государственное предприятие, агентства-коммерческие. Последние имеют больше самостоятельности и,следовательно преимуществ. К примеру, автобаза УФПС располагает определенным количеством машин для доставки прессы и увеличить парк не может, в отличие от частных фирм, где руководитель - сам себе хозяин. Этим и объясняется тот факт, что прессу агентства альтернативной подписки доставляют раньше, чем почта. Однако и минусы у них есть: во-первых, в отличие от нас они коммерсанты и везут прессу только туда, откуда пойдет отдача, во-вторых, в отличие от областных изданий, которые они доставляют сами, центральную прессу, печатающуюся в Москве, они возят через нас: невыгодно везти оттуда на машине. По моим данным, МПС не имеет права заключать договоры с "альтернативщиками".

Несмотря на то, что агентства альтернативной подписки являются нашими прямыми конкурентами, между нами на сегодня сложились нормальные отношения. Бичом для УФПС стала введенная вновь двухразовая подписка, неудобная, по мнению специалистов, как для самой почты, так и для подписчиков. Почтовики говорят о том, что велись переговоры с Минсвязи, в чьем подчинении тогда находилось УФПС, но печатники пролоббировали именно этот неудобный для всех вариант. "Я полагаю, - говорит Надежда Немыкина, - что к этому приложило руку руководство дорогих журналов, которые печатаются за границей и рассчитываются за это долларом, курс которого в России предугадать невозможно. Им не выгодна свободная система подписки".

На екатеринбургском рынке распространителей прессы по альтернативной подписке агентство "Урал-пресс" если и не монополист, то признанный лидер. В общенациональных рейтингах агентств этой сферы оно занимает 16-е место по объему подписки среди 89 российских субъектов. Другими словами, подписка, которую проводит агентство в одном только Екатеринбурге, больше, чем во многих областях страны. Отличительная черта тактики "Урал-пресс": основные подписчики его - оптовые покупатели (крупные промышленные предприятия, банки, библиотеки, вузы). Всего в Екатеринбурге с "Урал-пресс" работает около 3 тысяч предприятий. "Наш принцип, - говорит замес-титель директора "Урал-пресс" Вероника Тагунова,- он же определяет формулу нашей доходности,прост: если клиент выписывает десять изданий и больше, он достоин более качественного обслуживания. Такие покупатели получают определенные скидки. По сравнению с почтой доставочные цены в "Урал-пресс" на 30 - 40% ниже". Кроме всего прочего, у альтернативных агентств еще одно выгодное отличие перед почтой: экономия времени. К примеру, "Урал-пресс" можно назвать единственным агентством, имеющим свой интернет-магазин : www.ural-press.ru ,что избавляет его клиентов от изучения толстых каталогов и нудного заполнения абонементов


Издание:  "Эксперт Урал"
Номер:  N 18