Последние пять лет Россия регулярно собирает хороший финансовый урожай. Закрома нефтеносной державы трещат. Стабилизационный фонд пухнет. Бюджеты всех уровней власти гордо именуются профицитными. Но, как заметил однажды писатель Чехов, если в первом акте пьесы на стене висит ружье, – в финале оно непременно выстрелит. Копилка со сверхдоходами однажды будет разбита. Для нас, налогоплательщиков, крайне важно, чтобы власти правильно определили цели финансирования, формы отчетности: речь идет о нашей общей пользе.

В преддверии выборов в Госдуму активизировались лоббисты, предлагающие государству различные затратные идеи. Предложения, как правило, не отличаются продуманностью: они то слишком абстрактны (увеличить расходы на науку), то чересчур конкретны (поддержать производителей сахарной свеклы). Очевиден дефицит по-настоящему стратегических инициатив, а) ориентированных на выполнение государством своих обязательств перед гражданами; б) имеющих четкие критерии оценки эффективности бюджетных вливаний. На II межотраслевой конференции «Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2006 года и перспективы развития», прошедшей в начале марта в Москве, прозвучало интересное конкретностью и простотой решения предложение – выделить бюджетные дотации на доставку периодических печатных изданий. Получателем денег, по мысли инициаторов, должно стать ФГУП «Почта России». К идее стоит присмотреться хотя бы потому, что после того, как словосочетание «бюджетные дотации» приживется в сфере услуг по доставке прессы, велика вероятность его появления и на других направлениях бизнеса.

Тот факт, что государство решило обратить внимание на такую сравнительно малодоходную сферу услуг, как доставка прессы, не вызывает ни удивления, ни возражения: защита конституционных прав граждан на получение информации целиком и полностью относится к компетенции органов госвласти. Поэтому вполне естественно, что проблемы распространения печатной периодики, ее доступности и развития конкуренции на рынке доставки обсуждают сегодня на очень высоком уровне (к примеру, в упомянутой конференции принял участие первый вицепремьер Дмитрий Медведев). Однако предлагаемые способы государственного влияния на рынок услуг доставки прессы и оценка текущего состояния этого рынка повергают в недоумение.

Советских людей называли самыми читающими в мире. По данным «Левада-центра», в 1989 году газету «Аргументы и факты» выписывали 58% жителей РСФСР. В сегодняшней России этот показатель – 15%. Количество подписчиков «Комсомольской правды» сократилось почти в семь раз,«Известий» – в шесть. Причины можно перечислять долго: от сокращения доходов населения и самого населения до роста популярности телевидения. Но что происходило за это время с рынками печатных СМИ и их распространения?

В течение нескольких лет количество печатных средств массовой информации возросло в десятки, если не в сотни раз. Вместо монополии советской почты на доставку печати возник полноценный многопрофильный рынок. Появилось более сотни частных агентств, которые наряду с традиционным игроком, ФГУП «Почта России», вступили в конкурентную борьбу за клиента. Кроме прямых инвестиций, частные агентства привнесли в это направление сферы услуг современные и удобные потребителю технологии работы. Клиент, наконец, получил право выбрать ту форму подписки и получения СМИ, которая ему наиболее подходит, и того исполнителя, который предлагает лучшее качество. Одним из действенных механизмов естественной и справедливой селекции игроков стали тендеры.

Конкурентная среда позволила создать полноценный рынок корпоративной подписки на газеты и журналы. Его игроки объединяются в саморегулируемую организацию. Недалек тот час, когда технологии, отработанные на корпоративном направлении, придут в сферу доставки прессы частным лицам (столь же последовательно, вспомните, шла к цивилизации торговля – от опта к рознице). Однако инициаторы выделения дотаций из бюджета для ФГУП «Почта России» словно не замечают изменений. Идея прямых государственных субсидий способна погубить эти едва проклюнувшиеся ростки здоровой рыночной экономики.

Весь прошлый век Россия ценой собственных финансовых и технологических потерь давала миру урок: государственное вмешательство в экономику должно быть продуманным и точечным. Мечты нашего человека о том, что бюджетная подпитка решит все проблемы, не вели ни к чему хорошему. А уж отсутствие эффективных механизмов контроля расходования государственными предприятиями государственных же средств и системы отчетности за конечный результат дает одно: год от года объемы дотаций растут, а качество работы не улучшается. «Мне не известно ни одно министерство в мире, которое было бы удовлетворено теми деньгами, которые ему выделяют», – заявил как-то бывший министр финансов РФ Александр Лившиц. Аппетит приходит во время еды. Тем более если счет за обеды можно регулярно направлять налогоплательщику.

Удовлетворяя аппетиты многочисленных почтовых начальников и клерков (или, что хуже, аффилированной с ФГУП полупрозрачной частной компании, имитирующей «рыночность» отношений), налогоплательщик вряд ли ощутит рост качества обслуживания. 70 лет работы советской почты, казалось, навсегда научили: без здоровой конкуренции любой подписчик рискует остаться вечным потребителем позавчерашней информации. А информация в наш век – важнейшая составляющая конкурентоспособности.

Самое же главное: крайне велика вероятность того, что и после утверждения субсидий для ФГУП «Почта России» жители села Кукуево, интересами которых якобы руководствуются поборники дотаций, так и не прочтут в урочный час свежую передовицу из столичной газеты. Потому что дотировать государственную структуру, лелея мечты о повышении эффективности ее работы, это одно, а вкладывать деньги в строительство дороги до Кукуево – совсем другое.


Издание:  "Эксперт Урал"
Номер:  12
Автор:  Константин Астафьев